К чему можно быть равнодушным

Самое полное освещение темы: «к чему можно быть равнодушным» с детальным разбором и рекомендациями от профессионального диетолога.

Что для Вас равнодушие? И можно ли быть равнодушным к злу?

а кто-нибудь видел у нас на дорогах, на тротуарах лежащих людей? Кто-то из них, может быть, пьян, а кто-то упал потому что сердце прихватило. Остановилась около лежащего на тротуаре мужчины (шла с сыном) , пытаюсь вызвать скорую. 03 — неправильно набран номер, 030 — неправильно набран номер, 112 — пожарная, спрашиваю как с сотового вызвать скорую — говорит 03 — замкнутый круг. Мы с сыном стоим возле лежащего человека, все идут мимо. Потом уже меня трясёт, я вся на нервах набираю опять 112 и ору на них — передайте в скорую тут мужчине плохо, он на улице лежит… Видимо, орала я громко, сказали что передадут… Приехала скорая и первый вопрос к нам (ещё одна мамочка с сыном-подростком остановилась помочь) а он вам кто? Да никто он мне, просто плохо человеку, а я в скорую позвонила. У врача шок! И ведь так и есть — мимо все проходят и никому дела нет до человека, лежащего на дороге (с)

Что такое равнодушие? Это, наверное, когда нам не холодно и не жарко. Это, когда Иисус исцеляет в субботу, а мы возмущаемся. “Есть шесть дней в неделю, вот в них и приходите для исцеление. А субботу – день для Господа, никаких дел нельзя делать”. Это, когда у человека беда, а мы говорим: “Сам виноват, сам и выбирайся”. И вроде бы все правильно, но.. . Почему-то Иисус скорбел о сердцах тех, кто возмущался исцелениями в субботний день. Он говорил, что их сердца ожесточены.
равнодушие – это когда нам нет дела до проблем других людей. хорошо у него дела или плохо – нам все ровно. мы тогда ни холодны, ни горячи.
а когда Иисус исцеляет в субботу, а мы возмущаемся, это потому что “суббота для человека, а не человек для субботы” )))

Согласна с одним из ответов

Нельзя быть равнодушным к чужой боли и страданиям.

И вообще, к другим людям

Так же нельзя быть равнодушным, к своим близким

Ну и конечно же к себе.

Например к своему здоровью и благополучию.

Но это не равнодушие не должно заключаться только в этом и превращаться в эгомзм

Нельзя быть равнодушным ко всему живому.Будь то человек, животное, птица, растение.Не важно.Все живое, может нуждаться во внимании, помощи и заботе.Да и сам человек, может в этом нуждаться.Потому что мы все живые существа и многое из того, что нас окружает здесь, тоже живое.Имеет свою какую-то пусть и не очень сознательную жизнь, душу, разум, чувства и так далее.

Не понимаю тех, кто равнодушен.

Эти люди духовно спят.Они не мертвы, нет.У них еще есть шанс спастись.Но спасение, именно внутри.Именно в жизни души и в ее работе на этой земле.Она должна заключаться в самосовершенствовании и в стремлении в верх.В умении любить, жалеть, сострадать, радоваться, помогать.Именно чувства, говорят о живости души.Способность чувствовать сердцем, а не только телом.Понимать сердцем, а не только головой.Вот что должен уметь, каждый не равнодушный человек.И не надо боятся, сердце свое открывать этому миру.И в первую очередь, Господу.

Я не люблю равнодушных и черствых людей.И не просто не люблю, а именно презираю.Потому что сама ни раз страдала от них в жизни и знаю, как это тяжело и больно.Равнодушие действительно может убить.И убивает.И не даром говорят, что все самые страшные вещи в мире, происходят именно с молчания и согласия равнодушных.Мне очень жаль тех, кто забыл о том, что он человек.В ком умерло духовное.Это путь в ад.Господь не любит равнодушных и жестоких людей.

Особенно страшны те ситуации, когда люди могут помочь и не помогают.

Причем им ничего не мешает в принципе это сделать.Это вообще преступление.Например мой дед, умирал у аптеки когда ему стало плохо с сердцем и никто из людей, не вызвал ему скорую помощь и даже не сказал об этом фармацевту.Как можно назвать таких людей? У меня нет слов.И таких случаев очень и очень много.В прошлом году упала и получила травму, никто из прохожих, даже ни то что не помог, а и не подошел ко мне.Они проходили, смотрели на меня и шли дальше.Сперва я очень разозлилась на них и именно эта злость, дала мне силы подняться и дойти самостоятельно до травмы.А потом, мне стало их жаль.Они бедны и убоги духом.А что может быть страшнее этого? Я очень много таких случаев знаю, когда люди равнодушны были к другим.Или на моих глазах мальчишки палками забивали кота и снимали на телефон, никто не вмешался.Хотя были люди, которые это видели.Я подошла и прогнала их, а кота отнесла в ветеренарку.Он к сожалению умер.Вот так.

Поэтому я презираю равнодушных.Но хочу сказать им спасибо, что сделали меня сильнее.А им еще воздастся за все, всем этим людям.Дай Бог.И дай Бог что бы они осознали, куда они топают

Нельзя быть равнодушным ко всему живому и к той несправедливости, которую ты видишь

Хочется призвать всех людей, не быть равнодушными друг к другу и помнить о том, что и он может оказаться на этом месте.И не надо ни от чего зарекаться тут.В жизни бывает всякое.Сегодня богат, завтра беден, сегодня здоров, завтра свалишься.Милосерднее надо быть и добрее.И если видим несправедливость и можем ее исправить, это надо обязательно делать.Это наш духовный и моральный долг.Каждого из нас.Надо помнить всегда об этом.

Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни. Проявление равнодушия описывают как главнейшее зло современности и реакция на него должна быть немедленной, так как этот феномен, к сожалению, укореняется в нашем окружении. Равнодушие граничит с бесчувственностью, апатией и становится распространенной проблемой, а это может спровоцировать негативные последствия в жизни человека. Отстраняясь от проблем посторонних людей, мы стараемся уберечь себя по правилу: если я проблемы не вижу, ее просто нет.

Рассматривая феномен равнодушия нужно учитывать, что выбор индивида вполне осознан, это полное уклонение от принятия участия в любых действиях не касающихся его самого. Это или отказ в помощи, или неумение проявить поддержку и сострадание в момент крайней необходимости для помощи людям. Прежде всего, побуждает данное поведение страх перед обязательствами. Результатом вторжения в жизнедеятельность посторонних могут быть нежелательные реакции и то добро проявленное вами искренне и бескорыстно, возможно обернется против вас. Но риски есть всегда, принимая любое решение, мы в ответе за грядущие последствия. Так стоит ли отвергать людей, нуждающихся в нас?

 

Переживая равнодушие проявленное другими к нам, мы испытываем огорчение и перестаем верить в человечность, нелегко потом вновь довериться, что говорить об оказании помощи другим, когда вовремя не получил ее сам. Отказав в помощи, оставшись равнодушным, мы рискуем испытать через время чувство вины, которое оставит пагубный отпечаток на нашей жизни. Зачем нести тяжесть вины с собой? Когда есть возможность принести благо и жить с верой, что все возможное было выполнено.

Однако равнодушие и апатия могут возникнуть абсолютно у всех, независимо от характера и ценностей. Причиной к такому поведению иногда становится банальная скука. Скука может вызвать вялое депрессивное состояние, переживая его, индивидуум не имеет нужного количества внутренних ресурсов для проявления содействия в проблемах других. Побороть скуку, поможет дело, заниматься которым вы будете отдельно от работы или учебы, найти дело ставшее отдушиной и начнет наполнять вас энергией позитива и силой, очень важно. Это связано с возрастом, поэтому искать род деятельности, который принесет счастье можно во всякий период жизни, как и менять его в дальнейшем.

Поведение человека как социального существа жестко регулируется определенным количеством наследственных факторов. Взаимодействие субъекта с социумом – это отображение его особенностей.

Чтобы вырастить неравнодушного человека, родителям следует беседовать со своим ребенком о проявлении равнодушия в жизни, приводить примеры, обсуждать различные ситуации и обговаривать, как можно проявить сострадание, оказать взаимовыручку и понимание. Проследить проявление равнодушия у вашего чада, возможно проанализировав его интересы и увлечения. Если таковые отсутствуют, желательно вместе заняться поисками любимого занятия, ведь отзывчивость к людям возможна тогда, когда человек гармонично развивается во всех сферах.

Откуда берется равнодушие, что именно стало причиной развития его у людей? Есть факторы, после которых субъект решает быть глухим и слепым относительно некоторых ситуаций. Рассмотрим некоторые из причин. Длительное ощущение стресса и тревожности делает человека эмоционально выжатым и не способным на дополнительные переживания. Таким личностям присуща апатия и пассивность.

Следующей из причин возникновения равнодушия является залипание на собственных проблемах, непоколебимая уверенность, что у окружающих просто не может происходить что-то, на что стоит обращать внимание. Все чужие проблемы нивелируются и обесцениваются, а сам человек склонен к постоянной позиции жертвы и ждет жалости и поддержки только к себе. Чаще всего люди равнодушные не видят себя таковыми, даже больше, многие из них совершенно уверены, что являются мягкими и сочувствующими.

Также большое количество пережитых несчастий может сделать любую личность более жесткой и отстраненной чужим неприятностям. Хотя, казалось бы, наоборот, тот – кто пережил такую ситуацию, лучше всех способен проявить отзывчивость, к сожалению это не всегда так.

Наша психика склонна защищать нас от повторения травматических ситуаций, которые однажды случились, поэтому сознание человека как бы отстраняется от всего, что напоминает ему о пережитом. Но это происходит на подсознании, сознательно же человек уверен, что ему абсолютно не интересно вникать в чужие дела. А иногда, складываются обстоятельства, в которых человек, не имевший столь горестных ситуаций, просто не способен проникнуться переживаниями к горю другим. Но похожая реакция чаще всего свойственна подросткам, когда детская наивность и всеобъемлющая любовь прошли, а жизненного опыта еще недостаточно для адекватной оценки сложившейся ситуации.

Помимо описанных глобальных причин, бывают ситуативные причины, когда человек просто был растерян и не смог оказать помощь сразу, плохо себя чувствовал и не отреагировал должным образом. Не спешите осуждать других в чем-либо, не несите тяжесть обид, научитесь прощать и давать другим возможность исправиться.

Рассмотрим, какие же опасности приносит равнодушие. Равнодушие и отзывчивость по своему значению противоположные понятия. Если отзывчивость способна позитивно повлиять на человека, возобновить надежду на решение, придать сил, то человеческое равнодушие толкает нас к отчаянию и бессилию перед стеной возникших неприятностей.

Равнодушие, явление которое разрушает наше общество, равнодушие одного, с большой вероятностью, повлияет на всех окружающих. Ребенок, который замечает равнодушие во взаимоотношениях родителей, перенимает их модель поведения и в похожих ситуациях поведет себя так же. Взрослый, почувствовавший равнодушие окружающих, возможно, однажды не окажет помощи другому, чувствуя обиду, испытанного невнимания близких и общества в целом.

Как часто социум смотрит сквозь такие глобальные социальные проблемы как брошенные без внимания взрослых дети, рукоприкладство в семьях, слабость и беззащитность пожилых людей. Что произошло бы, найди мы силы решить проблемы, коснувшиеся не только наших интересов? Вполне вероятно, стало бы меньше зла, которое мы встречаем день за днем абсолютно повсюду.

В момент появления равнодушия, человечество утрачивает способность к сопереживанию, теряется связь с нравственностью, которая, в принципе, и определяет нас как личность. Данные люди наполнены больше негативом, завистью, неспособностью разделять не только страдания других, но и радость. Так же таким людям сложно проявлять любовь, внутри они могут переживать это непонятное им чувство, но внешне могут оттолкнуть любимого человека или даже обидеть. А это все превращается в неразрывный круг. Человек, не умеющий проявлять любовь, маловероятно, что вызовет чувство любви у других, это, в свою очередь, еще с большей силой скажется на его жизни и приведет к одиночеству, ведь будет очень тяжело с такой личностью поддерживать даже обычное общение, не то, что создать крепкую семью.

Обратите внимание, не нужно чересчур близко брать чужие проблемы в свое сердце. Это является причиной угнетенного состояния, грусти, эмоциональной нестабильности. Сочувствие это прекрасно, но даже в этом чувстве должны быть границы, не стоит жить чужими проблемами. Проявить участие и поддержку очень просто, часто это обычные вещи: помочь молодой маме с коляской, подсказать бабушке с плохим зрением номер автобуса, помочь потерявшемуся ребенку найти родителей, или оказать помощь человеку, который плохо себя почувствовал.

 

Мы часто спешим, не обращая внимания на происходящее вокруг, хотя порой всего минута нашего времени может стоить человеку жизни. Известный писатель Бруно Ясенский в романе «Заговор равнодушных» написал: «Не опасайся своих друзей – в худшем случае они, возможно, предадут тебя, не опасайся своих врагов – в худшем случае они попытаются убить тебя, но опасайся равнодушных – только с их немого благословения творятся на Земле предательства и убийства».

Позитивные эмоции делают нашу жизнь яркой и наполненной, старайтесь замечать вокруг больше хорошего, проявлять больше сострадания и помощи, отвечать людям добром.

Каждое новое поколение обязано развиваться с помощью накопления социального опыта. Взаимодействие личности с социальной средой – это процесс требований и ожиданий с обеих сторон. Человек руководствуется умениями и навыками, полученными при непосредственных взаимоотношениях в социальных группах. Поэтому, освободив себя от груза обид и накопленных претензий к окружающим, мы освободимся от таких качеств, как равнодушие, безразличие и черствость. Дарите миру добро, и мир обязательно отдаст вам его втройне!

Страшный зверь «равнодушие»: как с ним жить и нужен ли он нам

Страшный зверь «равнодушие»: как с ним жить и нужен ли он нам

Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство (Эберхард).

Равнодушие опустошает и сохраняет, ранит и стимулирует вернуться в реальность, разрушает и подталкивает строить другие новые отношения и многое другое. Может само равнодушие и ничем не наполнено, но с ним очень много связано, к нему практически невозможно относиться с равнодушием. Возможно безраличие придет потом, но сама встреча с равнодушием другого человека будоражить разные чувства.

Для начала обратимся с самому общему определению понятия «равнодушие». Равнодушие – состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940). Равнодушие, синоним безразличия, эти термины здесь будут употребляться равнозначно.

Хотелось бы рассмотреть равнодушие в контексте человеческих отношений, как принять равнодушие другого и свое собственное. Самое страшное: безразличие близкого человека. Становится как-то очень холодно, одиноко. Может приходить разочарование, отчаяние, тотальное одиночество, утрата веры в людей, особенно в то, что с ними можно строить близкие отношения на доверии и понимании. Если уж близкий, дорогой человек смотрит на тебя равнодушно, то может, ты правда никому не нужен? Как в таких близких отношениях могло появиться равнодушие? Равнодушие убивает любовь. Не всегда конечно, но это точно то, что может разрушить даже самое глубокое настоящее чувство. Дело не в том, что это большое чувство – самообман, а в том, что любовь хоть и сильная, но она не может жить рядом с безразличием.

Равнодушие – это когда тебе уже все равно где он(она), с кем, какие у них отношения, есть ли у них дети, чем человек занимается, как себя чувствует, когда смотришь и ничего не чувствуешь. Когда близкий человек делает нам больно, хочется быть равнодушным, чтобы забыть. Но, чтобы простить, надо быть еще и живым, и рискнуть приблизиться еще раз.

Что значит быть равнодушным к другому человеку? Безразличие существует сразу в контакте с некоторым человеком или как следствие отношений?

Если рассматривать равнодушие как черту характера, есть люди, которые не чувствительны, не эмпатичны, думают только о себе, еще циничны и расчетливы, все это с виду производит впечатление равнодушия, так даже есть на самом деле. Они действительно не могут включаться на то, что происходит рядом, даже в значимых для них отношениях. Это структура черт личности таких людей, на пути каждого человека может встретиться такой человек. Не будем их судить, ведь идеальных нет, да и мы не обладаем таким правом.

Равнодушного коллегу или начальника вычислить тоже не сложно. Но здесь есть очень тонкий момент: смешивается ли в работе личное и профессиональное. Приходя решить деловой вопрос, но уповая на личные качества и понимание начальника, человек может пораниться о его равнодушие, когда тот не может войти в положение и учесть обстоятельства. Хотя на самом деле это может быть только вопрос профессиональных границ и по-человечески ситуация далеко не безразлична и понятна до боли в сердце. Но работа есть работа и профессиональные границы как на границе.

А что делать, если родной и близкий человек вдруг охладел? Иногда, просто понять и простить, принять и отпустить. Хотя за равнодушием, может скрываться море других чувств. И здесь равнодушие выступает, как следствие неудовлетворенной потребности. Безразличие на грани отчаяния, может опустошить и никогда не вернуть прежние чувства. Предательство, измена могут тоже повлечь равнодушие. Но иногда есть место и прощению: предательство, измена, безразличие могут исцеляться великой силой любви и прощения. За равнодушием можно прятать сильные чувства, ходить и не замечать человека, с которым, на самом деле хочется теплых и близких отношений. Тут остается открытым вопрос кто пойдет на сближение и по каким причинам люди выбирают маску безразличия. Кто-то боится боли, или очередной боли, кто-то неуверен в себе и не сможет пережить отказ, выбирая не знать о истинных чувствах другого человека, кто-то принципиален и подходит только один раз, кто-то боится, что тот человек его не простил и инициатива ухудшит их и так неустойчивые отношения, а кто-то просто ждет, что тот другой должен сам подойти и в его картине мира нет других вариантов. У каждого свои причины и опять вопрос личного выбора.

Как же быть со своим собственным равнодушием? Когда смотришь на человека, некогда близкого и дорогого и ничего не чувствуешь. Иногда желание близости и сама близость путаются, а усилий на построение близких доверительных отношений затрачивается много или слишком много. Тогда, на границе отчаяния, уходишь, опустив руки, а потом смотришь через время, как на чужого человека и думаешь, о том, что вас связывало все это время. Важно сделать правильный выбор, но никто точно не знает какой правильный, особенно когда боль и отчаяние закрывают глаза и больше ничего не чувствуешь, хотя это еще не равнодушие и вообще не равнодушие. Как относиться к собственному равнодушию? Быть честным с собой и другим человеком. Если действительно не привлекает человек, который рядом ни по каким важным параметрам, важно, чтобы он знал об этом, по крайней мере, это будет честно. И выбор тогда за ним, как к этому относиться и за нами, что мы с этим делаем.

 

Равнодушие – причина, следствие или человеческая данность, это не так важно как то, что в человеческих отношениях есть место другим чувствам. Не прячьте их за маской безразличия!

Можно ли назвать равнодушного человека эгоистичным (Школьные сочинения)

Можно ли назвать равнодушного человека эгоистичным? Многие считают, что да, но на самом деле равнодушие и эгоизм совершенно разные понятия. Эгоизм – это любовь к себе. Обладатели этого качества ставят свои интересы выше чужих, думают только о собственном комфорте и благополучии. Равнодушие –холодность к окружающему миру, жизни и самое главное, что отличает равнодушного человека от эгоиста – безразличие к самому себе. Писатели довольно часто затрагивают данные темы в своих произведениях, рассматривают их с разных сторон, рассуждают о причинах и последствиях проявления этих человеческих качеств.

Так в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” главная героиня рассказывает легенду в которой затрагивается проблема чувства превосходства над другими его влияния на судьбу человека. Действующим лицом является Ларра, сын орла и земной девушки. Этот юноша хотел, чтобы все делали так, как он говорит, и губил тех, кто ему не повиновался.

Он, не моргнув глазом убил девушку, которая, по его мнению, его оттолкнула Ларра был уверен, что может пользоваться всем, ничего не отдавая взамен. В качестве наказания за его деяния старейшины племени обрекли его на бессмертие и вечное скитание в одиночестве. Этой легендой Горький хотел показать нам как эгоизм, бездушное стремление к достижению своих цели любой ценой обесценивает и его гордость, и красоту, и другие положительные качества человека.

Равнодушие, как уже было сказано, может проявится в безразличии к собственной жизни. Например, в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Главный герой –молодой офицер Г. И. Печорин, который живет без великих целей, без любви. Для него мир стал скучным, все ему надоело, он стал презирать даже самого себя. Жизнь Григория Ивановича – бесконечные почувствовать хоть что-нибудь. Он пытался полюбить Веру, но не смог несмотря на то, что он считал ее идеальной женщиной.

Герой ставил для себя ничтожные цели, не думал о чем-то большем. Так Печорин добивался внимания княжны Мери ради забавы. Он был эгоистичен с окружающими, добиваясь желаемого результата, не думал об их чувствах, но со временем понял, что приносит близким лишь страдания. Таким образом автор хотел показать, как холодность к себе приводит к бессмысленному прожиганию собственной жизни.

В заключении можно сделать вывод, что равнодушие и эгоизм – разные понятия, но тесно связанные с друг другом. Самолюбие порождает безразличие и наоборот. Обе эти черты могу привести к неприятным последствиям как для общества, так и для самого человека. Людям, обладающим этими качествами, нужно начать думать о чувствах окружающих, так как в конечном итоге все отвернуться от них.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку

Вот совершенно удивительный случай. 7 сентября 2010 года с самолетом Ту-154, летевшим из Якутии в Москву, случилась поломка: полностью отказала система электроснабжения, и самолет стал стремительно снижаться. Спасти людей представлялось возможным, лишь приземлившись в самое ближайшее время. Но как это сделать в местах, не приспособленных для посадки? Неожиданно перед летчиками появилась свободная, чистая полоса. Самолет удалось благополучно посадить. Летчиков потом много чествовали. Но мало кто знает, что этот вертолетный аэродром в селении Ижма, на посадочной полосе которого удалось приземлиться, давно закрыли, и лишь один человек, Сергей Сотников, двенадцать лет ходил и поддерживал полосу в чистоте и порядке. Ему говорили: «Ты что, безумец?» В других местах заброшенные аэродромы превращались в мусорки и заставлялись складами. А он, бывший начальник вертолетной площадки, ходил, поддерживал порядок, вырубал прораставший ивняк, не позволял захламлять территорию, и через двенадцать лет чистая полоса дождалась своего самолета. Вот так удалось спасти жизни многих людей благодаря тому, что один человек не проявил равнодушия.

В семье близких произошел иной случай. Сын отправился днем в гараж чинить автомобиль. Вечером почему-то задержался. Родители, заволновавшись, стали одеваться, чтобы пойти удостовериться, не случилась ли с ним неприятность. Дочь же стала их отговаривать: «Да ладно вам, он отправился к своей подруге. Чего вы ходить-то будете». Видно, сердце родителей чувствовало неладное, но они уступили совету. А утром, уже явно поняв беду, поспешили в гараж. Сын лежал недалеко от дверей. Когда он чинил автомобиль, то в какой-то момент включил мотор. Угарные газы отравили его. Причем он собирался уже уходить, надел шарф. Если бы родители пришли вечером, то спасли бы сына.

Не будем упоминать, как все раскаивались – бесплодно и безнадежно – после трагедии. Но давайте задумаемся, не случалось ли и нам беспечно отнестись к ближнему, отмахнуться от него, отказать, не помочь, положиться на авось: «Само обойдется».

В средствах массовой информации время от времени встречаются сведения о самоубийствах людей, о том, как человек доходил до такой степени отчаяния и разочарования в жизни, что порой не только убивал самого себя, но перед этим даже собственного маленького ребенка. Все эти люди считали, что выхода из сложившегося жизненного тупика уже нет, что вместо скорбного, отчаянного существования лучше всего прервать саму жизнь, как бы сбросить с себя этот лишний, ненужный и тягостный груз, а заодно освободить и своего ребенка от безрадостного, исполненного лишений существования. Причина жизненной катастрофы в том, что эти люди чувствовали себя полностью изолированными от общества, ощущали себя за чертой, и между ними и окружающим обществом в их собственных душах была воздвигнута непреодолимо прочная стена. И действительно, как можно жить среди людей, в человечности которых ты разубедился, разуверился?

Заповедь «Не убивай» запрещает убивать не только прямо, но и косвенно: не убивать чужой надежды, веры в добро

 

В этом есть вина каждого из нас, потому что все мы бываем жестки, холодны и черствы к окружающим. Когда мы слышим шестую заповедь «Не убивай», то важно понять, что Бог запрещает нам убивать не только прямо, но и косвенно, то есть не убивать чужой надежды, веры в добро, прекрасных порывов в душе человека – не убивать своим равнодушием, леностью, безразличием. Этот грех совершается, когда мы лишаем другого человека радости бытия, не хотим и в малом войти в его ситуацию.

Обычно мы оправдываем себя тем, что у нас самих множество проблем – как нам участвовать еще и в бедах другого человека? Если рассуждать с духовных позиций, то, уходя от проблем ближних, мы готовим себе новые неприятности. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Тот, кто боится ради любви Христовой пожертвовать своим телесным здоровьем и комфортом, не может найти духовного покоя ни в этой жизни, ни в будущей». Почему же равнодушный не обретет покоя души?

Равнодушие происходит из замыкания на себе и нежелания в чем-то потревожить себя. Такой человек словно спрятан в капсулу, из которой смотрит холодно и отстраненно. Его сердце пребывает в каком-то забвении, замерло и потому не рождает никаких живых чувств. Но в итоге и сам он испытывает пустоту и одиночество. Равнодушие к ближним непременно оборачивается самоизоляцией и внутренним опустошением. Равнодушный не может быть счастлив. Это лишение подлинной жизни, шаг к смерти души. И действительно, когда мы равнодушны к ближним, то уподобляемся мертвым, ведь на кладбище мертвые не замечают друг друга. Жизнь есть активность, она выражается в действии. И потому равнодушие можно преодолеть лишь активным деланием добра.

Пройти мимо страдающего ближнего и наспех прочитать молитву – явления одного порядка

Молитва равнодушного человека слаба, не доходит до Бога. Ведь такой человек весь повернут на себя, он не привык выходить навстречу кому-либо, в том числе и навстречу Богу. Поэтому молитвы равнодушных людей, как правило, очень формальные и сухие. Не чувствуя чьей-то боли, не включаясь душой в беды тех, кто находится рядом, равнодушный оказывается выключен из сострадания, сочувствия, сопереживания, то есть он лишен внутренних связей с кем-либо, утрачивает сердечную чуткость, что подрывает в целом его духовную жизнь и обездвиживает молитву. Поэтому вроде бы два разных, никак не связанных друг с другом действия: пройти мимо страдающего ближнего и наспех, без чувства прочитать молитву – на самом деле явления одного порядка. Холодность по отношению к ближнему влечет за собой и холодность по отношению к Богу. И наоборот – чуткость к ближним способствует более крепкой и живой молитве. Поэтому золотое правило таково: если хочешь, чтобы Бог слышал тебя в твоих бедах, старайся и ты слышать ближних в их бедах.

Из древнего Патерика мы узнаем, как братия спросили святого Антония: «Если кто скажет: я ничего не буду брать у братии, и сам ничего не буду им давать – для меня достаточно моего; хорошо ли это?» Святой Антоний ответил: «Дети мои! кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него – душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей». Но не только от сообщества добрых людей отчужден равнодушный, он отчужден от Христа, и, по большому счету, всё, что говорилось Господом об осуждении грешников на Страшном суде, связано так или иначе с их равнодушием к ближним: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 42–43, 45).

В Евангелии, в Нагорной беседе Господа, столь удивительной по своей глубине, основные нравственные истины христианства выражены самыми простыми словами. Там в частности сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Добрые дела христианина названы светом, который должен просвещать нашу мрачную жизнь. Но как же являть этот свет?

Знакомый психолог, Виктор, однажды увидел на улице крайне огорченного пожилого человека, который шел и почти ничего перед собой не замечал. Все, естественно, проходили мимо. Виктор подошел к нему. «Так, я вижу, что у вас какая-то скорбь. Рассказывайте прямо сейчас, что с вами случилось», – по-доброму, но решительно сказал он. Оказалось, что мошенники лишили пожилого человека собственности: доверившись, он сам подписал документ против себя. Но наш психолог оказался тоже непрост – он работает в весьма высоких структурах, при этом не потерял отзывчивого сердца, тут же созвонился со знакомым прокурором, обсудил ситуацию, договорился о встрече и оставил контакты. Потратив два часа на поддержку пострадавшего человека, дома Виктор выслушал упреки жены: «Где ты там ходишь!» Зато на душе у него самого было легко-легко.

Секрет счастья, оказывается, очень прост. Чтобы быть счастливым самому, нужно уметь делать счастливыми других. А сделать счастливым ближнего может только тот, кто умеет отдавать часть себя – своего времени, внимания, заботы. Принимая участие в скорбях ближних, мы перестаем замечать свои собственные беды и горести, они как бы уже не существуют для нас. Делая свои неприятности вторичными, а на первое место поставляя любовь к ближним, мы действительно становимся на путь личного счастья.

Увидев незнакомого огорченного человека, почему бы не помолиться о нем Богу?

Созидать добро можно и в малом, не прилагая, так сказать, никаких чрезвычайных усилий. Например, увидев незнакомого печального, огорченного человека, почему бы не помолиться о нем Богу от сердца? Встретив человека, испытавшего скорбь, почему бы не поддержать его хотя бы добрым и теплым словом? Христианин призван не надевать на себя колпак, из-под которого враждебно смотреть на мир, а преображать мир добрым примером и активным проявлением любви.

Часто, вглядываясь в свое прошлое, люди начинают понимать, что можно было относиться к другим более человечно, не отстаивая свои принципы или безжалостно следуя всевозможным формальным законам и ограничениям – должностным, социальным, возрастным и т.д., а проявляя тепло, внимание и заботу. Уходят должности и полномочия, со временем обнаружится тщетность многих наших забот и исканий, а внутреннее содержание человека останется. Добро надо делать своевременно. И нужно спешить делать добро.

 

Пока есть наши ближние, пока есть люди с их нуждами и скорбями, у нас есть прекрасная возможность спасать свою душу – посредством милосердия, сострадания, добра и любви!

Я открою вам страшную тайну! Есть на свете оружие массового поражения, которое бьет безошибочно и точно. И убивает наповал. Это равнодушие!

Это удивительно, но факт. Причем в глобальных масштабах это тоже действует.

Что же касается человека, то ничто так не унижает, не возмущает и не разрушает его, как равнодушие окружающих.

Как вы думаете, почему совершаются на свете страшные, эксцентрические, чудные, странные поступки? Почему люди сходят с ума от тоски и одиночества? Почему происходят войны, в конце концов? Причина одна – инициаторам и разжигателям всего этого безобразия не хватает внимания к их персоне.

Ведь что такое внимание? Это обозначение твоего присутствия в мире. Пусть это даже будет негативное внимание, гнев или возмущение. Все равно! Ты будешь замечен. А значит, получишь некую долю социальных поглаживаний или шлепков. Ту человеческую энергию, которая даст тебе силы жить.

«Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие. Вот истинно вершина бесчеловечности. В конце концов, моя дорогая, если присмотреться к людям, ты сама удивишься, до чего ненависть похожа на любовь». Бернард Шоу.

Недаром говорят, что от любви до ненависти один шаг. А все потому, что и любовь, и ненависть – это мощные энергии внимания к вашей личности. То есть то, чего требует ваше существо.

Иногда равнодушие окружающих может оказаться стимулом к развитию. Оно заставляет человека из кожи вон лезть, чтобы доказать свою значимость. Скажите честно, неужели вы никогда ничего не делали, чтобы доказать, что вы умнее, красивее, хитрее, добрее? «Я вам докажу, вы еще поплачете без меня, я вам еще покажу!» – вертится иногда в голове. Знакомо?

Смею утверждать, что большинство человеческих поступков замешаны именно на этой мотивации: «Хочу, чтобы меня заметили!» «Посмотрите на меня!» «Видите, какой я хороший (смелый, умный, мудрый, красивый и т.д.)!»

Одна из ведущих человеческих потребностей связана с признанием. Мы жаждем того, чтобы окружающие заметили нас. Оценили. Приняли в свою стаю. Полюбили, в конечном итоге. Нам хочется быть любимыми!

Иногда для того, чтобы испытать это чувство, пусть оно даже будет обманным, мы готовы унижаться и просить. Попадать в зависимость и забывать о собственных потребностях, посвящая себя тому, кого мы любим. Но попробуйте честно ответить на вопрос: «Вы это делаете для него или для себя?» Только честно. Даже в любви мы зачастую ориентированы на собственные переживания, собственные жертвы, которые обязательно должны вознаграждаться. А если не вознаграждаются и любимые проявляют к нам равнодушие или невнимание, мы страдаем.

О, это поистине страшное оружие. Причем во всех смыслах. Можно даже сказать, что это страшное дьявольское оружие, с помощью которого люди способны уничтожить саму жизнь (если будут равнодушны к проблемам Земли).

Что мы знаем о равнодушии?

Во-первых, равнодушие страшнее ненависти. Это самое жестокое оружие, которое только можно придумать. Если вы не знаете, как победить своих врагов, вы можете убить их простым и доступным способом. Игнором. Полным и окончательным. Таким, который автоматически превращает живого, теплого человека в пустое место. Даже не в труп, а просто в ничто. Помните, что это очень жестокое и бесчеловечное оружие.

Во-вторых, равнодушие способствует распространению зла. “Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.” (американский поэт Ричард Эберхарт).

В-третьих, равнодушие – это убийца. Оно уничтожает желания и мечты. Безразличный превращается в живой труп, которого ничто не держит на этой планете. Как правило, такие люди умирают.

Равнодушие к человеку со стороны окружающих может привести к его болезни и смерти. Особенно если ему не удается завоевать внимание, даже отрицательное. И не умея добиваться положительного внимания и любви, каждый изгой изо всех сил будет стремиться достичь хоть какого-то, пусть даже обратного эффекта. Потому что это тоже результат, доказывающий ему, что он существует!

В-четвертых, равнодушие как способ уйти от бренности существования в нирвану ничего общего не имеет с равнодушием-пустотой, о котором идет речь в этой статье. Так называемое просветление, освобождение от мыслей и страстей, пустота, к которой стремятся буддистские монахи – есть лишь способ наполниться высшим смыслом. Но никак не равнодушие.

Не создавайте пустоты

Всем известно правило сообщающихся сосудов? Закон заполнения пустот требует того, чтобы пустоты не было. Если мы ее создаем, мы убиваем сами себя. «Есть два способа убить себя – самоубийство и безразличие». (Джонатан Коу).

Поэтому применяйте это страшное оружие очень осторожно. Да, конечно, на какое-то время можно послать в игнор всех своих виртуальных или реальных обидчиков. Но пройдет время, и пустое место может заполниться новыми троллями. Поэтому равнодушие – лишь временный, тактический ход. Сигнализирующий тому, кто плохо себя ведет, что он неправ.

Многих людей держит в тонусе жизни один только внимательный взгляд совершенно чужого человека. Подумайте об этом. И посмотрите вокруг этим внимательным и добрым взглядом.

Основной нашей стратегией должна оставаться любовь. А ей равнодушие не свойственно по определению.