Самое полное освещение темы: «курить в самолете можно было курить» с детальным разбором и рекомендациями от профессионального диетолога.
aquatek_filips
7 вещей, которые когда-то можно было делать в самолете.
. а сейчас они стали немыслимыми.
Сейчас, когда даже гаджет больше смартфона несет в себе угрозу, сложно представить, что когда-то авиапассажирам позволялось многое: они не тратили часы на торчание в аэропорту из-за чекина, спокойно курили на борту лайнера, причем не тайком в туалете, а сидя на своем месте и даже могли во время полета зайти в кабину к пилоту.
О том, что еще не так давно было в порядке вещей, а стало историей.
Курение
До 1980-х, когда началась всеобщая борьба авиакомпаний мира с курением, в самолетах действительно курили. Салон делился на секции для курящих и некурящих. Но деление было условное — секция для курения, ничем не отгороженная, находилась на последний рядах и отличалась только специальными знаками на спинках кресел. Таким образом, задняя часть самолета была просто гигантским облаком дыма.
Больше всего страдали стюардессы, которые дышали этим, обслуживая пассажиров курящей секции. Но и остальным доставалось тоже — они вынуждено вдыхали дым, когда шли в туалет. В первом и бизнес классах некурильщикам доставалось еще больше — там разрешалось курить где угодно.
Уже после принятия запрета на курение в самолетах и до начала 2000-х, затянуться сигареткой могли только пилоты у себя в кабине, сейчас и они ждут посадки. Одним из последних (среди крупных компаний) запретил курение Аэрофлот — аж в 2002 году.
Все включено
Раньше кормили бесплатно на любом рейсе – по-ресторанному. В меню предлагались: индейка, баранина, говядина, языки, цыпленок, буженина, сыры, сладости и спиртное на любой вкус… И подавалось это не на одноразовом пластике, а на фарфоре. Да, не во всех классах вкушали заливную рыбу, но отдельную плату за изысканную еду не брали — факт. Достаточно того, что сам билет стоил несколько средних зарплат.
А еще можно было устроить семейный или дружеский ужин (обед) при свечах (или без), но полноценно за общим столом.
Кинозал
Первые телевизоры в самолетах устанавливали под потолком. Какой фильм показывать выбирала стюардесса, она же выполняла роль «киномеханика» в случае «помех». Весь салон дружно переживал за героев и обсуждал сюжет. Сейчас каждый в своем мире развлечений…
Дай, порулить!
Эта сцена из фильма 1980 года “Аэроплан!” сейчас, когда пилоты в кабине недосягаемы за закрытой укрепленной дверью, кажется невероятной. Да, было время, когда страх террористической атаки охватывал только самых впечатлительных и то на киносеансах…
Жесткий отбор
Долгое время авиакомпании набирали в стюардессы только тех, кто соответствовал требованиям (принятым, кстати, в начале 1960-х): рост от 1,50 до 1,80 м, вес от 49 до 60 кг, возраст от 21 до 27, не замужем (бездетная вдова или разведенная не рассматривалась). Благодаря феминисткам и борьбе за права, сейчас сохранились только требования к росту: от 1,50 до 1,85 м.
Отсутствие ограничений в ручной клади
Сегодня все знают о требованиях авиаперевозчиков на ограничение жидкости в ручной клади до 100 мл. Все, что больше – придется выкинуть, будь то хоть шампунь, или бутылка с водой. Самое интересно, что от этого закона, введенного в 2006 году, больше всего выиграли магазинчики в аэропорту, торгующие напитками. Эти товарищи совсем оборзели, порой загоняя цены на воду за облака.
Приехал — полетел
Кофе с булочкой в буфете выпил, паспорт на контроле показал и пошел к трапу самолета через все летное поле. Вот и весь чекин!
Как на ж/д или автовокзале.
Когда-то было именно так и не было необходимости приезжать за два часа до рейса, проходить сначала через рамки на входе в терминал, а затем поднимать руки и снимать обувь на предполетном досмотре.
Не все из перечисленного, то что уже ушло в прошлое, достойно сожаления. Например, сидеть в дыму несколько часов мало кому хочется, а вот ограничения на жидкости и all inclusive все-таки жаль.
можно было ли курить в самалете в 90-х годах?
30.03.2002 г. самолет “Аэрофлота” совершил последний “курящий” рейс Москва — Шанхай. С 31 марта полностью отменено курение на всех рейсах и компания приобрела статус “некурящей”.
С развалом СССР и резким снижением авиа-паксопотока (вызванным резким ростом стоимости авиабилетов), вновь-образованные авиакомпании стали разрешать курение на всех рейсах для привлечения пассажиров.
Практически сразу же запрещается курение большинством остальных российских авиакомпаний, хотя на всяческих “урюпинских авиалиниях” кабинный экипаж зачастую сквозь пальцы смотрит на курение в сортирах (а старые самолеты не оборудованы системами дымообнаружения).
На первых пассажирских самолетах практиковалось курение на борту, никакой борьбы с ним не велось. Противодействие началось во второй половине XX века после обнаружения вреда курения. В 80-е годы XX века в целях противодействия пассивному курению некурящих пассажиров большинство западных авиакомпаний (а также российские) запретили курение во время полетов самолетов. В России запрет на курение вводился поэтапно. В 2000 году запретили курение на рейсах продолжительностью до двух часов. С первого июля 2001 года пассажиры перестали курить на чартерных курортных четырехчасовых рейсах. 15 ноября 2001 года запрет на курение стал действовать на 93 рейсах. Нынешнее ограничение полностью прекращает употребление табака на всех самолетах «Аэрофлота», летающих в 54 страны. Последним рейсом, где во время полета пассажирам еще разрешалось курить, был рейс SU527 «Москва-Шанхай», самолет вылетел из российской столицы 30 марта в 22.30 по московскому времени.
В начале XXI века в Германии было анонсировано создание авиакомпании, которая предназначается специально для курильщиков. На всех рейсах этой авиакомпании будет разрешено курение. Название авиакомпании – Smintair. Предполагается наличие только мест в бизнес-классе.
Первое и самое основное: большинство перевозчиков категорически запрещают курение на борту. Это делается из соображений безопасности, ведь каким бы аккуратным не был пассажир, риск пожара все равно велик. У некоторых авиакомпаний правила зависят от продолжительности рейса, так что если этот вопрос не дает вам покоя, лучше задать его компетентным служащим во время бронирования билетов.
Совет. Попробуйте воспользоваться никотиновым пластырем или специальной жевательной резинкой на время полета.
Если авиакомпания разрешает курение (некоторые американские авиакомпании на внутренних рейсах), обратите внимание на правила, которые при этом необходимо соблюдать.
- Трубку и сигары использовать запрещено ввиду их запаха и значительной горящей части. Лучше отдать предпочтение сигаретам.
- Курение возможно в специально предназначенных для этого местах. В проходе между сидениями и в туалете оно строжайше запрещено.
- Поглядывайте на световое табло – если на нем горит надпись «Не курить», от сигареты придется воздержаться в любом случае.
- Также от перекура необходимо отказаться во время посадки и высадки.
Для предупреждения пассажиров о недопустимости курения на борту самолета существуют индикаторы, которые зажигаются после погрузки пассажиров в самолет – на них нарисована зачёркнутая сигарета. Также (в основном на самолетах типа Boeing или Airbus) имеется надпись о том, что курение на борту запрещено, которая располагается на спинке впередисидящего кресла. Встроенные в кресла пепельницы могут быть заклеены, а при входе в туалеты может висеть табличка с информированием о запрете курения. Также она имеется в самом туалете. На современных типах воздушных судов используются датчики дыма для выявления курения в самолете.
В самолетах авиакомпаний ОАЭ в туалетах висят таблички, которые сообщают о том, что за курение на борту наступает уголовная ответственность (по законодательству ОАЭ). В Саудовской Аравии пассажир, куривший на борту, был приговорен к 30 ударам плетьми.
Некоторые пассажиры решают пойти на риск и нарушить правила. Делать это не рекомендуется, поскольку санкции могут быть достаточно жесткими. Они зависят от конкретного перевозчика и варьируются от внушительного штрафа до аннулирования обратного билета и занесения в «черный список» с дальнейшим отказом в обслуживании. Как видите, быть законопослушным гражданином куда практичнее.
Впрочем, из любой ситуации есть выход. В данном случае это электронные сигареты. Конечно, есть шанс, что перевозчик в нем откажет, но в большинстве случаев эти устройства можно без проблем использовать на борту. Дело в том, что вместо дыма выделяется только безвредный водяной пар, который не создает ни запаха, ни угрозы пожара.
Совет: проконсультируйтесь со стюардессой. В большинстве случаев проблем возникнуть не должно, но вас могут попросить продемонстрировать работу устройства, чтобы убедиться в его безопасности.
Пожар на борту, возможно, вызванный непотушенной сигаретой, привел к гибели 123 человек, летевших из Рио-де-Жанейро в Париж в 1973 году. Рейс Varig 820 совершил экстренную посадку, не долетев несколько миль до места назначения, после того, как кабина туалета наполнилась дымом за несколько минут. Экипаж не видел приборы, а пассажиры не могли найти аварийные выходы в дыму. Пожар начался в туалете после того, как, скорее всего, кто-то бросил зажженную сигарету в устройство для мусора. Большинство пассажиров задохнулись, выжили всего 11 человек, 10 из которых были членами экипажа. После этого случая Европейское агентство по авиационной безопасности и требует, чтобы внутри каждого туалета была одна пепельница, расположенная заметным образом возле двери. Это требование является частью минимального списка основного оборудования, которое должен иметь каждый самолет перед вылетом. Это правило касается и отечественных авиалиний.
Курение в самолёте — выкуривание сигарет в салоне самолёта. Может производиться экипажем или пассажирами воздушного судна.
На первых пассажирских самолетах практиковалось курение на борту, никакой борьбы с ним не велось. Противодействие началось во второй половине XX века после обнаружения вреда курения.
В 80-е годы XX века в целях противодействия пассивному курению некурящих пассажиров большинство западных авиакомпаний (а также советские) запретили курение во время полетов самолетов.
В начале XXI века в Германии было анонсировано создание авиакомпании, которая предназначается специально для курильщиков. На всех рейсах этой авиакомпании будет разрешено курение. Название авиакомпании — Smintair. Предполагается наличие только мест в бизнес-классе.
Большинство крупных мировых авиакомпаний запрещают курение на борту самолета. Для предупреждения пассажиров о недопустимости курения на борту самолета существуют индикаторы, которые зажигаются после погрузки пассажиров в самолет — на них нарисована зачеркнутная сигарета. Также (в основном на самолетах типа Boeing или Airbus) имеется надпись о том, что курение на борту запрещено, которая располагается на спинке впередисидящего кресла.
Встроенные в кресла пепельницы могут быть заклеены.
При входе в туалеты может висеть табличка с информированием о запрете курения. Также она имеется в самом туалете. На современных типах воздушных судов используются датчики дыма для выявления курения в самолете.
В самолетах авиакомпаний ОАЭ в туалетах висят таблички, которые сообщают о том, что за курение на борту наступает уголовная ответственность (по законодательству ОАЭ).
В Саудовской Аравии пассажир, куривший на борту, был приговорен к 30 ударам плетьми.
Психологи считают, что курильщик, лишенный несколько часов никотина, испытывает сильный стресс. Из-за испытываемого стресса он может стать неадекватным.
Часть курильщиков выступает против запрета курения в самолете, считая, что ущемляются их естественные права.
Большинство некурящих пассажиров поддерживают запрет курения в самолете.
В феврале 2013 года в России был принят ФЗ №15, целью которого является сохранение здоровья нации и защита прав некурящего населения. Этот закон вступил в силу 01.06.2013 года. Давайте же уточним, можно ли курить в самолете, и какие санкции применяются к нарушителям действующего законодательства.
- Можно ли курить в самолете: Нет.
- Можно ли курить электронные сигареты в самолете: Да, если их дизайн не похож на настоящие сигареты, а в жидкости содержится минимум глицерина (отвечающего за густоту и объём пара).
- Куда и кому жаловаться: Руководству авиакомпании, в полицию, в Роспотребнадзор, Ространснадзор или в Прокуратуру.
- Кто может штрафовать: Только представители управления полиции.
- Штраф за курение: До 50 тыс. рублей.
Оглавление статьи
Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос. Первый и самый правильный – проведение кампании по борьбе с курением, целью которой является защита некурящих граждан РФ от вредоносного воздействия табачного дыма. Второй – соблюдение правил противопожарной безопасности. Ввиду того, что воздухообмен в самолёте достигает порядка 300 кубов ежечасно, такой аргумент вряд ли сможет убедить курильщиков в целесообразности запрета. Зато авиакомпании получают возможность экономить немалые суммы на полной рециркуляции и очистке воздуха внутри салоне. Как результат – самолёт потребляет меньше топлива.
Запрет на курение на территории РФ вводился в несколько этапов. Так, в 2000 году возможность использовать сигареты потеряли пассажиры, которым предстояло лететь менее 2 часов. С июля 2001 года запрет распространился на чартерные курортные рейсы продолжительностью до 4 часов, а с середины ноября того же периода к “безникотиновым зонам” были отнесены 93 рейса. На сегодняшний день курить запрещается на любых самолетах компании “Аэрофлот”.
Начнём с того, что сигаретный дым содержит целый перечень опасных химических соединений, губительно влияющих на маленьких детей, астматиков, аллергиков, беременных женщин и стариков. А его запах способен завуалировать запах гари – первый признак пожара. Также стоит учесть, что самолёт способен сгореть буквально за 15-20 минут, этого времени не хватит даже для совершения экстренной посадки.
В кабинках, предназначенных для справления естественных потребностей организма, устанавливаются специальные датчики задымлённости воздуха. Сигнал с них поступает в кабину пилота. Закурив в туалете, вы рискуете на выходе встретить стюарда/стюардессу, получить сначала устное внушение, а при высадке из самолёта – штраф и внесение в чёрный список. Это, в свою очередь, чревато проблемами с дальнейшими путешествиями. В частности, некоторые авиакомпании отказываются принимать на борт пассажиров, ранее буянивших, распивавших спиртные напитки, оскорблявших других участников полёта, а также куривших табачные изделия.
В самолётах, принадлежащих авиакомпании “Трансаэро”, в туалетах повсеместно установлены датчики задымлённости. По мнению заядлых курильщиков, их можно обмануть, выдыхая дым под крышку унитаза, одновременно нажимая кнопку слива. Однако это удовольствие весьма сомнительное.
Предусмотренный в ФЗ №15 запрет на курение распространяется как на эконом-, так и на бизнес-класс.
С июня 2013 г. крупнейший международный авиаперевозчик – “Emirates”,внесла новую услугу в перечень возможностей, предлагаемых пассажирам бизнес- и первого классов. Всем путешественникам-курильщикам будет предлагаться кальян.
Людям, которым предстоит длительный перелет, интересно знать, можно ли курить IQOS (айкос) в самолете?
С 1 июля 2014 в Российской Федерации действует запрет на курение в самолете, независимо от того, что вы курите: обычные или электронные сигареты. За нарушение могут налагаться штрафные санкции в размере от 500 до 1500 рублей.
Важно понимать, что запрет имеет под собой веские основания. Прежде всего, речь идет о безопасности многих людей и о создании комфорта для каждого пассажира в отдельности. Поэтому, возьмите информацию на заметку – курить IQOS (айкос) в самолете запрещено законом. Это касается в том числе электронных сигарет, GLO и других систем нагревания табака.
Размеры штрафа за курение в самолёте зависит от политики конкретной компании-авиаперевозчика. В соответствии с действующим законодательством, несоблюдение норм ФЗ №15 чревато выплатой 50 000 руб.
Такие полномочия возложены на полицейских. В случае если курящий пассажир причинил ущерб обслуживающей его компании – денежное возмещение взимается в судебном порядке (с привлечением представителей Прокуратуры).
Некурящие пассажиры должны сообщать о нарушении требований ФЗ №15 в полицию или Прокуратуру, по возможности подтвердив факт курения показаниями других участников полёта, фото- или видеозаписями. В свою очередь, обслуживающий персонал должен сигнализировать о нарушении правил поведения на борту в Роспотребнадзор или Ространснадзор.
По мнению психологов, курильщики, не имеющие возможности удовлетворить свою потребность в никотине, испытывают стресс, проявляют повышенную раздражительность. Для минимизации таких проявлений некоторые авиакомпании предлагают своим клиентам препараты-“субституты”. Они хотя бы на время снижают никотиновую зависимость и позволяют спокойно перенести даже длительный перелёт.
Согласно результатам опросов, проведённых среди клиентов “Аэрофлота”, порядка 66% пассажиров голосует “за” запрет курения в салонах самолётов. Причём 38% проголосовавших сами являются курильщиками со стажем. Любители табачных изделий, протестующих против “ущемления своих прав”, остаются в меньшинстве.
В настоящий момент, вы можете без проблем купировать симптомы никотиновой абстиненции и легче пережить перелет с помощью ряда средств: жевательные резинки, спреи, никотиновые пластыри, никотиновые микротаблетки, ингаляторов, и тд.
Раньше, ещё до 70-х годов мало кого волновал вред пассивного курения. Однако со временем исследования специалистов и опыт зарубежных стран стимулировали СССР принят закон о запрете курения на внутренних рейсах. Такие изменения принимались поэтапно. Для начала отказ от курения предстоял пассажирам, путешествовавшим 1,5 аса. Затем запрет распространился на 3-часовые рейсы (в 1976 году). Вслед за ними “антиникотиновое вето” перенесли на 6-часовые перелёты. К 80-м годам прошлого века запрет распространился на любые перелёты.
Ограничение на использование табачной продукции до 80-х годов не распространялось на международные рейсы.
Первооткрывателем в разграничении пассажирских мест на “курящие” и “некурящие” стала компания “Юнайтед” в 1971 году. На самолётах, принадлежащих США борьба с никотиновой зависимостью у пассажиров проходила в несколько этапов:
- 1979 г. – запрет на использование трубок и сигар;
- 1988 г. – полный запрет на курение во время 2-часового перелёта;
- 1990 г. – запрещено курение на 6-часовых рейсах;
- 1998 г. – к числу “антиникотиновых зон” отнесены все внутренние рейсы;
- 2000 г. – запрет на курение на любых направлениях.
В 1980-х годах в Европе во всех самолётах действовали отдельные секции, предназначенные для курящих, а также для некурящих. К 1988 году использование табачной продукции было запрещено на рейсах продолжительностью до 2-х часов.
В ОАЭ за курение в самолёте предусмотрен штраф порядка 1 млн. дирхамов (свыше 270 000 у. е.). Второй вариант наказания – тюремное заключение до 2-х лет. В Турции с 19 мая 2008 г. курить можно лишь на открытом воздухе. В Сирии, начиная с 11 октября 2009 г. за нарушение “антитабачного” закона во время полёта, назначается выплата до 2 000 сирийских фунтов (46 у.е.). Причём запрет распространяется и на кальяны.
Не знаете как бросить курить?
Получите свой план отказа от курения. Кликайте на кнопку ниже.
Можно ли курить в самолете: причины запрета, история, штрафы
Часто курильщики спрашивают: «Можно ли курить в самолете?» И это не случайно, ведь курить в общественных местах запрещено, что создает серьезные проблемы для людей, страдающих от никотиновой зависимости. Кто-то пытается даже бросить курить, так как часто испытывает трудности, а кто-то продолжает курить, испытывая неудобства.
Особенно трудно воспринимается запрет курения в самолете. Почему существует такой запрет? — недоуменно спрашивают курильщики. На самом деле на это есть причины, и они достаточно серьезные.
- Во-первых, это пожаробезопасность. Не секрет, что непотушенные сигареты часто становятся причиной возгорания квартир, промышленных помещений, лесов. В опасном производстве, оплошности могут приводить к настоящим катастрофам. А теперь только представьте, как кто-то покурит в салоне самолета во время перелета и не затушит сигарету. Если заглянуть в прошлое, то можно заметить, что самолеты разбивались при пожарах и крушениях. В некоторых случаях виной были непотушенные сигареты. Уже только, поэтому вопрос: «Можно ли курить в самолете?» должен отпасть самим собой.
- Второй причиной запрета курения в самолете является нарушение комфорта окружающих. Уже есть прямые доказательства, что пассивное курение еще более вредно, чем активное. Не секрет, что есть такие люди, которые вообще не могут переносить аромат табака. Даже при оборудованной курилке в самолете, запах никотина еще долго будет сохраняться и впитываться в салоне.
Первым, кто ввел запрет на курение в самолете, был Рональд Рейган, американский президент. Произошло это событие в 1988 году. Был подписан акт, запрещающий курение на всех внутренних авиарейсах. Тогда же американскими авиакомпаниями был введен запрет на курение на бортах самолетов и рейсах международного уровня. Недовольных было немало, но большинство пассажиров одобрило эту идею. Позднее примеру американцев последовали и европейские авиакомпании.
Россия приняла аналогичный запрет в 2002 году. Как всё же покурить в самолете? Некоторым не страшны запреты, они ухитряются идти в туалет и нейтрализовать датчики, срабатывающие на задымленность. Чтобы наказывать таких людей, авиакомпании ввели большие штрафы за курение в самолете. Некоторые страны еще более сурово борются с курением в самолетах, для этого действуют правила привлечения к административной ответственности.
Бытует мнение, что электронные сигареты не наносят вреда окружающим и являются пожаробезопасными. Но авиакомпании по разному реагируют на этот вопрос. В каких самолетах можно курить электронные сигареты? Этим вопросом лучше всего задаваться перед вылетом. К примеру, в «Аэрофлоте» курить электронные сигареты запрещено, в то время как в «Трансаэро» подобного запрета нет. Часто эти вопросы решает командир корабля или экипаж. Устройства в туалете никак не реагируют на электронные сигареты. Однако, при нарушении правил, курильщику может быть выписан штраф.
Запрет на курение в самолетах абсолютно одинаковый, как для эконом, так и для бизнесс-класса. Об этом говорится в предусмотренном ФЗ №15. Июнь 2013 года порадовал курильщиков тем, что в международной компании «Emirates» была введена новая услуга, согласно которой пассажиры бизнесс-класса и первого класса могли насладиться кальяном.
Штрафы за курение в самолете определяет политика конкретной авиакомпании. Согласно действующему законодательству и предусмотренному ФЗ №15 выплаты могут составлять 50000 рублей.
Такими полномочиями наделены полицейские. Если курящим пассажиром был нанесен к тому же ущерб авиакомпании, то денежно возмещение состоится в судебном порядке, при этом привлекаются представители прокуратуры.
Некурящие пассажиры могут доложить о нарушениях требований ФЗ №15 в полицию или прокуратуру, при этом желательно подтвердить факт видеозаписями или показаниями других участников перелета. Обслуживающим персоналом дается сигнал о нарушениях на борту в Роспотребнадзор или Ространснадзор.
Длительный отказ от пагубной привычки вызывает у курильщика агрессию, стресс, раздражительность. Для того, чтобы облегчить страдания таких людей, некоторые компании имеют у себя на борту препараты — «субституты». Они помогают справляться с никотиновой зависимостью, ведь курить в самолете нельзя даже при длительном перелете.
Можно ли курить в самолете? Согласно данным проведенного опроса, 66% клиентов «Аэрофлота» проголосовали за запрет курения на борту самолета, при этом 38 процентов из них — это заядлые курильщики. Любители табакокурения ущемляются в своих правах, ну они все же в меньшинстве. Чтобы легче справляться с никотиновой зависимостью, можно воспользоваться жевательными резинками, конфетками, ингаляторами, микротаблетками, спреями.
В далеком прошлом о пассивном курении почти не говорили. После исследований специалистов был доказан вред пассивного курения, и многие зарубежные страны приняли законопроект, запрещающий курить на внутренних рейсах. Вслед за ними потянулся и СССР. Изменения проводились в несколько этапов. То есть, первоначально запрет был для рейсов, путешествующих до 1,5 часа. Затем законопроект коснулся трехчасовых рейсов, а позднее и шестичасовых. В 80-х годах появляется запрет на курение для любых перелетов. Однако, ограничение табачной продукции на международные рейсы случилось несколько позже.
Первой компанией, разделившей курящие места от некурящих, стала компания «Юнайтед», состоялось это в 1971 году. Здесь также было несколько этапов отказа от курения на борту:
- 1979 г. — запрещалось использовать трубки и сигары;
- 1988 г. — полностью запретили курение во время 2-часового перелёта;
- 1990 г. — запрещалось курить на 6-часовых рейсах;
- 1998 г. — выделение «антиникотиновых зон» запрет коснулся всех внутренних рейсов;
- 2000 г. — запрет на курение коснулся всех международных направлений.
- В 80-х годах в европейских компаниях существовали отдельные секции, которые были предусмотрены для курящих и некурящих;
- 1988 год – появился запрет на курение в рейсах, продолжительность которых была до двух часов.
- ОАЭ – страна, которая активно борется с курением на борту. Штрафы достигают 1 млн. дихрамов, что составляет порядка 270000 у.е. Другим вариантом наказания является тюремное заключение сроком до двух лет.
- Турция также активно выступает за запрет курения в самолетах, а 19 мая 2008 года выпускает указ о курении, которое разрешено только на открытом воздухе.
- Сирия также негативно отзывается о курении в самолете, штрафы для любителей покурить составляют 46 условных единиц. Действует запрет, в том числе и на кальяны.
В этой статье мы дали ответ на вопрос: «Можно ли курить в самолете?» Если вы захотели острых ощущений и у вас есть лишние деньги, то можете попробовать закурить на борту самолета.
Не так давно в самолетах можно было курить, не опасаясь последствий. Об этом свидетельствуют оставшиеся с того времени табло «NO SMOKING», загоравшиеся лишь во время взлета и посадки, и имеющиеся еще в подлокотниках кресел пепельницы. В XXI веке все изменилось: в мире почти не осталось авиакомпаний, которые разрешают сигареты на борту. Для повсеместного запрета есть веские причины, а нарушителям грозит строгое наказание.
Курение на борту воздушного судна запрещено законом.
В 2013 г. в России вышел федеральный закон, защищающий права и здоровье некурящих граждан. В его тексте указаны территории, где дымить категорически запрещено. К ним относятся транспортные средства, в частности самолеты.
Еще несколько десятилетий назад курение в самолетах было обычным делом. Но предпосылки для полного запрета сигарет на борту появились давно. Первые шаги к ограничению курения в самолетах стали делать в США. Случилось это довольно давно.
В 70 годах XX века американские авиакомпании начали разделять зоны для курящих и некурящих. Затем запретили пассажирам использовать трубки и сигары. В 1988 г. в США был впервые введен запрет на курение на внутренних авиарейсах.
Американцы остались довольны нововведением. Не только некурящие пассажиры, но и многие любители сигарет высказывались за запрет курения в самолете.
Почти все европейские страны последовали примеру Америки. В 80 годах прошлого века в самолетах появились отдельные секции для курильщиков, а к 90 годам потребление сигарет было полностью запрещено на коротких рейсах.
В СССР в 1986 г. курение было исключено на рейсах длительностью до 3 часов. В начале 2000-х сигареты на борту были запрещены полностью.
Есть три основные причины для запрета:
Курение на борту запрещено довольно давно, но до сих пор встречаются люди, которые стремятся обойти табу. Чаще всего нарушители используют для этого уборную. В них стоят датчики дыма. Но люди придумывают разные ухищрения, чтобы они не сработали:
- датчики закрываются тканью или пленкой;
- дым от сигареты выдыхается в унитаз и одновременно включается слив воды.
Обычно эти уловки не помогают, и сигнал датчика задымления идет в кабину пилота.
Если персонал самолета ловит нарушителя, сначала тот получает устное предупреждение. В случае, когда человек не реагирует на устные замечания, составляется акт о нарушении, который должен подписать весь летный состав, вызывается наряд полиции.
За нарушение закона курильщику грозит штраф, внесение в черный список пассажиров, после чего летать самолетами этой и многих других авиакомпаний будет для него проблематично.
Остается один легальный способ курить в самолете – электронные сигареты. Они не приносят вреда остальным пассажирам и не могут вызвать пожар. Формально они не запрещены законом, но стоит уточнить у бортпроводников, можно ли ими пользоваться.
Многие авиакомпании (в их числе Аэрофлот, Победа, S7) запрещают курение даже электронных сигарет. Чтобы облегчить перелет для имеющих пагубную привычку, некоторые авиаперевозчики предлагают пассажирам никотиновые пластыри, спреи, пастилки, жевательные резинки.
В бизнес-классе курить также нельзя. Иногда авиакомпании идут навстречу VIP-пассажирам. Им позволяют использовать в салоне бизнес-класса кальян.
Основное наказание, предусмотренное законом за использование сигарет в общественном месте (в том числе, на борту самолета), – денежный штраф.
Величина штрафа за курение в самолете составляет около 50 000 рублей. Конкретная сумма зависит от авиаперевозчика. Особенно чревато курить в самолетах иностранных компаний. Отвечать придется по законам другого государства, где за нарушение может полагаться огромный штраф или даже тюремное заключение. Не так давно российский гражданин оказался в тюрьме Катара всего лишь за курение электронной сигареты на борту самолета катарских авиалиний.
Но и российские авиаперевозчики могут взыскать гораздо больше 50 000 рублей, если компания понесла из-за курильщика непредвиденные расходы.
Известны случаи, когда самолеты авиакомпании «Победа» совершали экстренную посадку по причине курения в салоне самолета. Против нарушителей были выдвинуты иски в размере 200-500 тыс. рублей.
В случае правонарушения персонал самолета вызывает полицию. У полицейских есть полномочия выписать штраф за несоблюдение закона.
Если авиакомпания хочет также компенсировать нанесенный ей ущерб, она может подать в суд на курильщика. Дело будет решаться в судебном порядке с привлечением Прокуратуры.
Внести деньги можно несколькими способами:
- наличными в отделении банка;
- переводом с личного счета;
- через онлайн-банк;
- через банкомат;
- на сайте gosuslugi.ru;
- на сайтах платежных систем (Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi).
На оплату штрафа дается 30 дней.
Если пассажир почувствовал запах табака в салоне или туалете самолета или увидел, как кто-то курит, он вправе привлечь внимание бортпроводников к этому нарушению порядка. Работники будут обязаны принять меры и передать информацию в Роспотребнадзор либо в Ространснадзор.
После приземления свидетели правонарушения могут самостоятельно обратиться в полицию. Желательно перед этим собрать доказательства (показания очевидцев, фото или видео). Если деяние будет доказано, нарушителю придется заплатить немалый штраф. Кроме того, он может оказаться в списке нежелательных клиентов авиакомпании, что в дальнейшем помешает ему пользоваться услугами многих авиаперевозчиков.
Несмотря на то что на курение в общественных местах полиция смотрит сквозь пальцы и редко за него наказывает, к нарушениям при перелетах общество относится очень серьезно. Курение в самолете опасно и для курильщика, и для окружающих. Лучше не рисковать жизнью и здоровьем других людей и воспользоваться во время полета заменителями сигарет.