Можно ли быть образованным

Самое полное освещение темы: «можно ли быть образованным» с детальным разбором и рекомендациями от профессионального диетолога.

Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.(Чернышевский Н.Г.)

Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует». Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно. И это не пустая игра слов. Образовать себя — совсем не тот что научиться чему-либо. Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием — чтобы чем-то стать, чтобы пребывать в ладу с этим миром. Как можно это описать?

Да, в начале жизни мы будучи несмышлёными малышами впитываем жадно и бездумно культуру, в которую погружает нас появление на свет. Со временем, с развитием памяти, интеллекта, нравственности мы учимся оценивать культуру и начинаем видеть её изъяны, указывать на них взрослым, что своим следствием имеет появление молодёжных протестных субкультур, которые сегодня зачастую вместо нацеливания на созидательную критику ведут либо к саморазрушению, либо к разрушению общества, то есть критику деструктивную — критику без каких-либо творческих предложений по исправлению ситуации.

Образованность наша таким образом складывается из впитанных в самом детстве базовых программ психики, накопленных поверх этого стереотипов (сюда же относятся и разнообразные факты), какой-никакой развитости машины интеллекта, если повезёт с окружением то какой-никакой развитости чувств, а если очень повезёт — то и определённой культуры мышления, навыков изменения своей психики, работы с информацией, пониманием методов действия и создания знаний в темпе течения жизни.

Также всё это связывает в психике и направляет по жизни система нравственных стандартов, которая по большей части также почерпнута из культуры и отчасти сконструирована самостоятельно в более сознательном возрасте, да ещё рекомендаций совести, которым мы в силу нашей нравственности либо следуем, и тогда проблем по жизни имеем меньше, поскольку совесть оберегает от знатных ошибок, либо — глухи к ней и тогда жизнь всячески нам указует на необходимость обратить своё внимание на эту самую нашу советь.

Если соотноситься с задачей сохранения или обретения этим обществом способности к дальнейшему развитию культуры и поддержке личностного развития всех, то от каждого общество в праве требовать:

– Самообладания (т.е. воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки — бессознательные автоматизмы поведения). Это так потому, что именно самообладание является основой важнейшего личностного качества, открывающего возможности свободного развития общества: «принятие» — умения воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо (без потакания) относиться к ним, не взирая на их личностные пороки, недостатки и совершаемые ими ошибки (в том числе и систематические ошибки). При этом «терпимость» предполагает неприятие, преодоление и подавление попыток к порабощению себя, проистекающих со стороны других индивидов и корпораций как путём применения потенциальными поработителями силы или угрозы её применения, так и путём создания разнородной зависимости от «покровителя»-единоличника или «покровительствующих» корпораций и т.п.

– Коммуникабельности в сочетании с заботливостью и доброжелательностью, поскольку именно эти качества позволяют войти в общение с другими людьми как для того, чтобы жить и работать совместно с ними, так и для того, чтобы оказать им помощь в выявлении и разрешении их проблем.

– Эффективной личностной культуры чувств и культуры мышления, поскольку именно они лежат в основе творчества людей как в работе, так и в оказании помощи другим, основой безопасности окружающих в общении и в совместной деятельности с человеком.

– Владения общекультурными навыками и освоения стандартного для общества образования, что объединяет в общество всех взрослых его членов в каждую историческую эпоху. В эту группу критериев входят умения читать и писать, в том числе.

Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают.

Как можно видеть знание фактов — лишь очень малая доля настоящей образованности и воспитанности, однако и с этим у многих людей проблемы.

ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК — ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАТЕЛЬ

Читатель художественной литературы, из которой он узнает: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым — более тонко чувствовать.

Образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно.

К тому же чтение задействует один из самых важных механизмов психики, от которого зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Это — воображение. Если вы не воображаете, не мечтаете о своём будущем, его для вас сделает кто-то другой. Сегодня, против воображения всячески борется массовая культура, приучающая лишь потреблять готовую информацию, но не творить, не воображать новое. В итоге человек становится придатком к телевизору или к ленте в социальной сети. Книга же учит наше сознание воображать, создавать миры, наделять их деталями и особенностями, которых даже и нет в книге — она учит нас творить!

Мы живём в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. Не имея их, человек не может познавать природу, овладевать её богатствами, управлять современной техникой, управлять производством, наладить своё собственное дело, не может и сам быть гармонической личностью.

Престиж знания, престиж образования становится всё более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным — это,в первую очередь значит научиться учиться, и для тех кто освоил этот навык процесс образования длится всю жизнь, а сама жизнь становится разнообразной и яркой.

 

Почему современному человеку важно быть образованным! Помогите пожалуйста

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Современному человеку важно быть образованным – это, можно сказать, аксиома. Ведь образованный человек – это человек умный, знающий, мыслящий и думающий. Такого человека тяжело ввести в заблуждение, обмануть, зомбировать. Он много знает, он может доказать свои слова сам. К тому же, приобретенные в ходе образования сведения пригодятся везде – и в быту, и на работе, да и в отношениях.

Образованному человеку интереснее жить, так как он всегда будет заниматься самообразованием, искать пищу для ума, жизнь у такого человека становится более осмысленной. Кроме того, для того чтобы устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу, всегда требуется высшее образование и глубоких знания в своей области. Потому никогда не нужно пренебрегать образованием и возможностью его получения!

Что значит быть образованным человеком в современном мире?

В современном мире образованию придается большое значение – получить его стремятся многие люди. И в первую очередь ради диплома, предоставляющего конкурентные преимущества при устройстве на хорошую работу. Однако является ли наличие документа, подтверждающего окончание высшего заведения, 100%-ным показателем образованности человека? Сергей Терёшкин – человек, который посвятил своему развитию немало времени, добился успеха, но до сих пор занимается саморазвитием уже в должности руководителя собственной компании «Ойл Ресурс Групп» считает, что без знаний очень сложно стать образованным человеком. Однако и их наличие также не означает образованность.

Понятие «образованный человек» подразумевает не только индивидуума, успешно окончившего высшее учебное заведение и получившего специальность. Оно складывается из множества критериев, среди которых наличие диплома далеко не ключевой фактор. В первую очередь это личность, обладающая совокупностью знаний, «приправленных» системой внутренних нравственных стандартов и базовых стереотипов, заложенных в детстве.
Образованному человеку присущи такие личностные качества, как:

  • культура поведения;
  • тяга к знаниям и эрудированность;
  • самообладание;
  • целеустремленность;
  • умение анализировать;
  • коммуникабельность;
  • самообладание, воспитанность и терпимость.

Кроме того, образованный человек никогда не останавливается на достигнутом, он постоянно развивается, совершенствуется и познаёт мир. А обучаясь, не только получает новые знания, но и применяет их на практике.

Образованный человек необязательно имеет диплом о высшем образовании. Стать образованным – это не значит получить определённый набор знаний, это значит – научиться не ограничивать своё самосовершенствование и развитие, стремиться познавать новое и расширять свой кругозор. Такие люди обладают не только большим багажом накопленной информации об окружающем мире, но и собственным мнением о первопричинах происходящего. Они не просто присматриваются к жизни, но и изучают её, принимают и умеют в ней действовать, достигая поставленных целей.
Однако для развития личностных качеств одного желания недостаточно, в жизни необходимо ориентироваться, понимать смысл своих действий, уметь ставить цели и находить средства для их достижения не в ущерб окружающим. А для этого нужны соответствующие знания (как общие, так и специальные), получить которые можно в образовательных учреждениях.

В первую очередь, получая образование, человек приобретает новые знания и навыки, расширяет свой кругозор и получает возможность найти хорошую, высокооплачиваемую работу. Однако это далеко не все преимущества, которые дает учеба в ВУЗе:

Помимо преподавателей один из главных источников знаний в ВУЗе – это профильная литература, в которой сосредоточена информация по изучаемой отрасли. Ни одно обучение невозможно провести без учебника, поэтому образованный человек обязательно читает книги.

Речь идёт, конечно, не только о книгах по специальности – литература необычайно многогранна и разнообразна. Читая, человек изучает язык, пополняет свой словарный запас, повышает кругозор и всегда учится чему-то новому:

  • Художественные книги развивают воображение, повышают культурный уровень, учат более точно выражать свои мысли, эмоции и чувства.
  • Специальная литература (учебники, энциклопедии, справочники) позволяет пополнить свой багаж знаний и посмотреть на мир с другой точки зрения.

Чтение развивает в нас чувство прекрасного, формирует культуру и делает богаче внутренний мир. А главное, позволяет нам перестать быть потребителями готовой информации, заставляя творить и делать свою жизнь более яркой и разнообразной.

И мы бы рады встать в защиту образования, если бы не один нюанс — мы на своей шкуре испытали этот процесс. Чаще всего он напоминал болезненную мастурбацию. Однако для многих образование стало источником образованности, а это качество мы пропагандируем. Не путай, есть образование, а есть образованность. Совершенно разные вещи, несмотря на одинаковый корень. Диплом тут ни при чем, важна тяга к знаниям и самообразованию. По-другому нельзя. Кстати, важно знать, когда «по-другому» пишется через дефис, а когда раздельно.

В самом начале хочется отметить, что образование помогает терпеть унижения. Это не значит, что образованный человек автоматически становится рабом и почетным терпилой планеты Земля. Бред полный, во главе любого бунта или восстания стоят люди глубоко образованные и ведут за собой безграмотный плебс и неучей. Кстати, это можно отнести к преимуществам: образованный человек лучше находит подход ко всем слоям населения, но об этом чуть ниже.

Но вот какое дело: человек образованный лучше понимает, когда дергаться, а когда причиняемый ему дискомфорт — во благо будущего. Такое бывает, особенно в эпоху перемен. Когда валить, а когда оставаться, когда протестовать, а когда подождать.

Мысль не новая, но абсолютно точная. Не то, чтобы наличие корочки о высшем образовании делает тебя авторитетом, — это не больше, чем бумажка. Уважение вызывают твои способности, твои знания и умения. Даже в таком сложном и страшном микрокосме.

Кроме того, в тюрьме, чтобы выжить, нужно свято соблюдать законы человеческого общежития: не врать, не досаждать и не нарушать уставы. Образованный человек лучше понимает, как себя нужно вести в той или иной ситуации. Образованность порождает чуткость, внимательность, такому человеку проще понять, какие здесь законы и что нужно делать, чтобы просуществовать в этих условиях достойно и без проблем. Тема невеселая, но от тюрьмы до сумы, как говорится, не зарекайся.

 

Черт его знает, как это получается, но образованный человек живет намного дольше и лучше. То ли жизнь свою человек образованный ценит куда больше, то ли находит больше смысла для того, чтобы продолжать ее. Образованность — это ведь естественное любопытство к новому. То есть тебя тянет не только выучить префиксы староирландского, но и познать древнекитайские техники улучшения здоровья.

В конце концов, образованность — это всегда знания. А человек, отягощенный знаниями, всегда живет лучше и качественнее. Потому что может применить знания себе на благо, всего-то.

Не обязательно богаче, но лучше. На самом деле заработать деньги не так сложно, как может показаться, достаточно всего лишь быть трудолюбивым и проницательным.

А крестьянская проницательность и предприимчивость куда эффективнее любой образованности. Однако человек образованный может жить лучше. Что значит «лучше»? Значит, он может довольствоваться тем, что у него есть. Его увлеченность и знания увлекают его куда сильнее, чем примитивное желание заработать как можно больше денег. Как писал Жванецкий: «Богатый созерцает, что он получает, а образованный сравнивает то, что видит, с чем-то внутри себя и не нуждается в лишнем. Ему легче проникнуть и понять другого».

А про «горе от ума» и рефлексию не надо — с нормальными и умными людьми такого не случается, потому что у людей по-настоящему образованных не теряется связь с земным.
Человек необразованный скуп на желания и цели. Кстати, образованность помогает более грамотно сформулировать свои цели. А это уже 50% счастья.
Впрочем, если посмотреть на современных богачей, то все они люди образованные. Выводы делай сам.

Образованный понимает темного человека, а темный не понимает образованного. Видимо, по этой причине во главе всех больших действий стоят люди образованные. Образование, техническое или гуманитарное, в первую очередь учит не навыкам, а пониманию этого мира, как раз через призму знаний. Маркетологи смотрят на мир через методы выборки и прочую ересь. Инженеры — через формулы и механизмы. Любые профессии созданы для человека: одни — чтобы его облапошить, другие — во благо. Вот и получается, что, изучая формулы или философию Декарта, ты учишься понимать человека.

Человек, который постоянно черпает всё новую и новую информацию, тем самым развивает свои мозговые способности. Лучшая тренировка для мозга — жадное запоминание информации. А если ты еще со школы не приумножил свое умственное богатство, то и мозг твой будет деградировать, пока не иссохнет как кусок старого гуано.

Кстати, образованный человек никогда не забывает хорошее и людей, которые ему помогли. Образованный человек не живет в прошлом, но он его уважает. Почему так получается? Влияние литературы? Или потому что в основе любого образования всегда есть прошлое, история?

Но тут важно понимать, что настоящая образованность — это не цитирование прочитанного, это формулирование своего на базе прочитанного. То есть развитие собственного мнения, собственных взглядов на фундаменте чужого высказывания.

Мы говорили, что образованный человек лучше понимает людей. А когда ты понял человека, то можешь смело сформулировать свои требования. Ты лучше ориентируешься в толще людской и понимаешь, что ты можешь взять от этого человека, а что можешь дать взамен. Темный человек подолгу тыкается, мыкается — и всё равно остается не у дел.

Всегда и во все времена люди с большей симпатией относились к людям с правильной речью, которые знают, когда писать «-ться», а когда «тся». Человек, который знает, что такое, а вернее, кто такой «Гайават» и технологию создания асбестовой бумаги, вызывает большое уважение у несведущих. Человек, который может заменить слово «сука» простым, но изящным эпитетом, воспринимается почти как полубог.

Только образованный человек может стать гением — человеком, который определяет вкусы и мысли эпохи. А человек, который влияет на судьбы и настроение людей, и есть полубог.

Пожалуй, самое важное в этом списке. Образованному человеку есть из чего выбирать, он научен мировым опытом, и потому перед ним десятки способов и путей. Самое главное — выбрать нужный. И у него получится, потому что образованный человек не слушает пересуды, он доверяется фактам и опыту.

Памятка студентам или что значит быть образованным человеком

Получить образование, значит впустить в свою жизнь
новую информацию, новые впечатления,
новые чувства, новых людей, новые идеи…

Высшее образование – мечта многих тысяч людей.

Вожделенный диплом стремятся получить для того, чтобы иметь конкурентные преимущества в поисках работы.

Но я, будучи директором своего предприятия, обращал бы внимание на диплом в самую последнюю очередь. Я смотрю на то, как человек общается, на чувство собственного достоинства, на реальные навыки и способности. Это не трудно увидеть в человеке, пообщавшись с ним всего пару минут.

Диплом получают для того, чтобы удержаться на своём месте. Просто начальство затребовало высшее образование в связи с тем, что повысился формальный статус организации, в которой Вы работаете. Сами понимаете, стимула к настоящему образованию в данном случае у человека нет.

Диплом модной профессии стараются получить из соображений престижа. Но мода – девушка весьма неверная и изменчивая. К моменту окончания вуза профессия может оказаться не престижной и низкооплачиваемой.

Здесь я хотел бы заострить внимание на самом процессе образования и на его результате.

Остановимся на понятии образованный человек. Что значит быть образованным человеком в наше время?

Считаю важным этот вопрос в силу того, что перед тем, как определить, что делать, надо определить цель. Бессмысленны действия, не направленные на достижение определённой цели.

На мой взгляд, образованный человек – это человек, способный успешно решать возникающие перед ним проблемы, не теряя при этом здоровья, чувства собственного достоинства и не лишая себя радостей. В процессе решения проблем, такой человек неизменно становится сильнее и мудрее. Образованный человек – это человек ответственный. Образованный человек успешно и позитивно взаимодействует с другими людьми, учится у них или учит их, если это необходимо.

 

У каждого студента свои мотивы для учёбы.

Интересно, многие ли хотят стать именно образованными грамотными людьми? По моим наблюдениям процент таких людей ничтожно мал.

Подавляющее большинство преследуют сугубо утилитарные цели. И делается это таким образом, что человек выходит из стен вуза с дипломом, но совершенно не изменившимся внутри.

НО ВАЖНЕЙШЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ОБРАЗОВАНИЯ КАК РАЗ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕСС ГЛУБОКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

Если этого не происходит, значит, нет и образования.

Учёба, настоящая учёба, связана с изменением и расширением кругозора студента. У него меняется мировоззрение. Растёт самооценка на основе успехов в постижении наук. Студент приобретает очень нужные навыки социального взаимодействия, взаимовыручки, поддержки, критичного взгляда на вещи, самостоятельности в решении проблем, моральной устойчивости…

Несмотря на частые споры со знакомыми, я считаю весьма полезным изучение всех без исключения предметов, которые преподаются в Вашем учебном курсе в университете.

Часто приходится видеть такую ситуацию, когда студент всерьёз изучает лишь несколько предметов, которые считает ключевыми для себя. Остальные предметы, точнее зачёты и экзамены по ним просто покупаются. В лучшем случае — это неразумно. Такой студент собственноручно обделяет себя в плане расширения своих познаний.

Объясню на примере из школы. Я ужасно не любил уроки русского языка. Но как же мне помогло знание таких тем, как придаточные предложения, деепричастные обороты и других, когда я занялся изучением английского. Когда я учился в школе, я вовсе не думал и не предполагал, что когда-нибудь заинтересуюсь английским. И не факт, что в жизни вышеупомянутого студента не возникнут новые интересы, в которых могут очень пригодиться кажущиеся сейчас пустыми знания. А если речь идёт о том, что студент игнорирует знание логики и психологии, то мне его просто жаль. Ведь от необходимости мыслить логично и от психологических проявлений жизни он не спрячется ни за какой карьерой.

Учёба в филиалах ВУЗов вообще тема особая. Учебный план во многих из них построен так, что в принципе невозможно освоить нужные предметы. Например, в начале сессии начинают начитывать лекции по физике, а через две недели уже экзамен по этому огромному и сложному предмету. Что в итоге? Взятки, заказ контрольных работ у преподавателей, нередко у тех же, которые начитывали лекции. И это называется образованием?

Что делать тем, кто уже учится в таком учреждении? Если имеете желание получить настоящее, а не формальное образование, заранее узнавайте, какие предметы будут изучаться на следующей сессии и готовьтесь к ним в течение полугода. Помните, что изучение даже небольшого учебного курса требует немалого времени.

Вот несколько пунктов, которые я считаю важными при получении любого образования

Знайте, зачем Вы учитесь. У Вас должна быть чёткая цель. То есть вопрос «зачем Вы учитесь» не должен вводить Вас в растерянное состояние. Ваш ответ на этот вопрос должен быть вразумительным и логичным, обоснованным. Ради диплома учиться не стоит. Не ходите учиться, если не знаете, зачем Вам это нужно. Сэкономите время и деньги не только свои, но и преподавательские.

Выбирайте специальность не ту, что модна, а ту, которая Вам по-настоящему интересна.

Даже если в курсе Вашего университета не предусмотрено изучение логики, психологии, философии уделите этим дисциплинам особое внимание. Этим Вы заложите фундамент для своего настоящего роста, как карьерного, так и личного.

Имейте представление о масштабах предстоящей работы по получению образования. Настоящее, серьёзное и действительно результативное образование – это не менее 20-30 тысяч часов умственного труда. В чистом виде это время составляет около трёх лет! Это время, проведённое в прослушивании лекций, чтении, написании письменных работ, поиске нужной информации, проведении лабораторных и практических работ, постановке экспериментов. Причём, не просто формально проведённое время, а осознанно и творчески! У меня вызывает улыбку воспоминание об одном моём знакомом, который с гордостью показывал мне свой диплом экстрасенса. В этом дипломе было прописано время, потраченное на изучение разных дисциплин. Например, на изучение всей медицины было потрачено целых 8 часов! По моему, только на перечисление специальных медицинских терминов уйдёт гораздо больше времени. Можно себе представить последствия лечения у такого экстрасенса.

Помните, настоящее образование сильно изменит Вашу личность и Вашу жизнь. У Вас обязательно появятся новые интересы, новые мысли и новые планы, новые желания. Это естественно вытекает из значительного расширения кругозора и изменения мировоззрения. Вы проникнетесь профессиональными терминами (станете использовать жаргон), станете видеть в обычных вещах новые проявления, относящиеся к Вашей профессии. Если Вы не желаете меняться, то Вы не сможете получить настоящего образования.

Помните, никто в вузе не станет заботиться о вашей успешности в будущем. Это исключительно Ваша проблема. Поэтому, будьте позитивно настроенными, достойно переносите трудности учебного процесса (а они не малые), заботьтесь о росте своего профессионализма и самооценки уже с первых курсов. Считайте себя начинающим профессионалом в выбранной специальности и относитесь к этому всерьёз.

Осваивайте полезные навыки и новые технологии в образовании. Например, моя работа за компьютером стала намного результативнее, когда я обучился десятипальцевому методу слепой печати. Быстрое чтение, освоение современных компьютерных программ, умение быстро искать информацию в Интернете, умение переводить с иностранного языка – вот только некоторые из полезных навыков современного образованного человека.

Глаза боятся, а руки делают. Это правило не раз меня выручало и в работе и в учёбе. Трудно заранее предугадать, справишься ли с поставленной задачей. Надо просто взять и сделать. Понятно, что выучить китайский язык за ночь вряд ли получится, но не занижайте свои способности, пока не попытаетесь всерьёз решить какую-нибудь действительно трудную задачу. Я многократно справлялся с делами, за которые было даже страшно браться. Приходилось работать на пределе возможностей, но это позволяло узнать их нынешние границы. И я с удивлением и радостью понимал, что могу больше, чем считал до этого. Сможете это и Вы.

При острой нехватке времени изучите хотя бы один учебник по заданному предмету. Не распыляйтесь на множество книг, рекомендуемых преподавателем. Лучше составить представление о предмете по одному учебнику (ведь дураки не пишут книг, а тем более учебников), чем по обрывочным главам из разных книг. Ну и, конечно, конспекты лекций помогут привести знания по предмету в какую-то систему.

 

Помните, учёба в университете – это не конечная инстанция в Вашем образовании. Это один из этапов познания жизни и себя. Окончание учёбы в вузе не должно означать окончание образования. Человек учится всю жизнь, хочет он того или нет. Лучше делать это осознанно. Лучший способ получить образование – это самообразование. Будьте самоучками, не ждите, пока Вас научит жизнь.

Блестящее образование можно получить в любом вузе. Главное учиться. Престижные вузы – это, разумеется, круто, но я уже сказал всё строчкой выше.

Всё в этом мире относительно. Этот постулат не нов и в современном мире, это очень заметно. Данное утверждение относится почти к любой сфере жизни человека. Не исключением является и образование.

Что такое образование? Какой смысл, вкладывать в понятие образованный человек?

Конечно, ответ кроется в самих вопросах. Образованный человек это человека, который получил образование, то есть прошёл обучение и овладел определённым объёмом знаний. Но в различных странах люди получают разные его уровни. Можно ли считать человека закончившего девять или одиннадцать классов образованным? Или возможно данный термин стоит применять к людям, имеющим лишь высшее образование?

Кроме того бывает так, что наличие диплома не отображает саму суть человека. Отучившись в вузе, он устраивается на работу и ограничивает своё самосовершенствование, не интересуясь новинками мира и не стремясь без необходимости познавать новое. В то время как люди, имеющие лишь одиннадцать классов за плечами, стремятся расширить свой кругозор даже не получая высшего образования.

Мир полон не познанного, нового и интересного, будь то загадки истории, секреты физики, достижения учёных, медицинские открытия или, к примеру, взаимосвязь между мировыми экономическими процессами и колебанием цен на ближайшем рынке.

Образование так включает в себя кроме знаний ещё и умение их правильно использовать. Как для их преумножения, так и для достижения практической пользы. А это значит, что образованный человек, в том числе способен применять полученные знания в повседневной жизни, работе, социальной жизни и т.п.

По сути, образованный человек, это не всегда тот, кто имеет диплом о высшем образовании, хотя это конечно показатель образованности. В первую очередь образованный человек, это тот, кто постоянно развивается, стремится познавать мир, способен, но не только обучаться новому, но и эффективно применять получаемые знания.

Можно ли быть образованным человеком без фундаментальных знаний о законах бытия и исторических процессах?

Переход белорусского высшего образования на двухступенчатую систему, которая “поделила” его на четырехлетний бакалавриат и магистратуру, вызвал массу споров. Один из главных камней преткновения — значительное сокращение часов преподавания дисциплин социально-гуманитарного блока. В итоге в технических вузах философия, история представлены на уровне ознакомления. Нужна ли “физикам” “лирика”? Можно ли быть образованным человеком без фундаментальных знаний о законах бытия и исторических процессах? Что должно быть в лекционной сетке? Об этом рассуждают наши эксперты.

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания

При переходе нашей высшей школы на систему обучения “4+2”, при которой в течение первых 4 лет предусматривается подготовка специалиста (бакалавра), а в последующие 2 года — магистра, было решено сократить преподавание гуманитарных предметов. Нововведение коснулось как количества учебных часов, так и перечня дисциплин. Как это выражается в сухих цифрах? Например, расчеты, проведенные на естественных факультетах одного только БГУ, показали: социально-гуманитарный блок на данный момент “урезан” до 7—8% от общей учебной нагрузки против прежних 18%. Схожая, если не худшая, ситуация наблюдается и в других вузах.

Почему было принято именно такое решение, для меня во многом остается непонятным. Мы уже получили поколение студентов, которые грамотно решают задачи, но пишут с грамматическими ошибками, что называется, делая по пять ошибок в слове из четырех букв, отвратительно разбираются в истории и литературе. По сути дела, это не что иное, как профанация самой идеи высшего образования. Ведь подготовка высококвалифицированного специалиста, который затем будет готов эффективно работать в любой интеллектуальной сфере деятельности, подразумевает не просто специализацию в определенном направлении, но и широкую общеобразовательную подготовку. Сейчас же возникает вопрос: зачем вузам нужно ставить задачу штамповать “технарей”, если с этой задачей прекрасно справляется наше профессионально-техническое образование?

Обычно мы ссылаемся на зарубежный опыт. Дескать, за границей все давно унифицировано (для этого мы и вступили в Болонский процесс) и студенты изучают только те предметы, которые гарантированно понадобятся им в профессиональной деятельности. Но, прежде чем на Запад кивать, следует изучить вопрос более подробно. Например, мы забываем, что в той же Германии есть 12-летние гимназии, на последних годах обучения в которых социально-гуманитарный блок дается в расширенном объеме.

Без подготовки всесторонне развитого специалиста невозможны и так необходимые нам сейчас технологические прорывы в различных отраслях. И пример ведущих экономик (а согласно международным рейтингам это также Китай и Сингапур) говорит как раз о правильности такого подхода. В вузах этих стран первая половина дня посвящена блоку точных наук, вторая — обязательному изучению гуманитарных дисциплин. В обязательном порядке все, даже, как мы говорим, “технари”, изучают искусство, литературу, развивают художественное восприятие.

Бездумное копирование иностранных образцов никогда никому не приносило пользы. Например, система высшего образования, как в СССР, так и в Российской империи, была классической — построенной по образцу преподавания в знаменитом Берлинском университете. Это вариант получения расширенных знаний сразу во многих направлениях — от технических наук до основ философии и культуры. В том же виде, в котором у нас сейчас существует социально-гуманитарный блок, можно сказать только одно — мы искалечили то, что имели, и скатываемся к профанации самой идеи высшего образования. Мы не даем студентам нормальных знаний ни по философии, ни по этике, ни по истории Беларуси. Но именно эти дисциплины закладывают основу, без которой невозможно воспитать и гражданина своей страны. Я уже не говорю о том, что при сокращении преподавания гуманитарных предметов возникли проблемы у многих кафедр (например, философии и социально-политических дисциплин). Причем дело не только в ставках. Есть другая не менее важная проблема. Если продолжать в том же духе, мы рискуем потерять еще и научные школы.

 

Моя позиция — вузы нельзя “причесывать” под одну гребенку и к каждому нужно подходить строго индивидуально, учитывая специфику. Во многих из них жизненно необходимо вернуться к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин в полном объеме. Иначе ситуацию уже будет невозможно повернуть назад. Падение уровня образования, которым мы были обеспокоены раньше, на мой взгляд, совсем не связано с тем, что предметы социально-гуманитарного блока мешают учебному процессу. Самая большая проблема в том, что мы “наплодили” огромное количество вузов, поступить в которые (в частности, на платные отделения) фактически не составляет никакого труда. При отсутствии конкуренции о каком качестве образования может идти речь? Вот над чем нужно задуматься всерьез.


Михаил Батура, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный работник образования Беларуси

Вопрос о том, положительным или отрицательным было решение о сокращении количества часов для преподавания гуманитарных предметов в вузах, по-прежнему вызывает споры. Есть мнение, что это было ошибочное и скоропалительное решение. Дескать, студенты сейчас стали менее грамотными в части гуманитарных дисциплин. Однако существует ли эта проблема на самом деле? Начнем с того, что никто и нигде не публиковал “печальной” статистики или хотя бы результатов каких-то опросов. По крайней мере, опираясь на опыт учебного заведения, которым я руковожу — Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, — я могу сказать, что реформы были нужными.

Сейчас принято с ностальгией вспоминать советскую систему высшего образования. В частности, и в том плане, что преподавание многих предметов велось на максимально расширенном уровне. Но нужно понимать, что такие сравнения в нынешних условиях некорректны. Тогда государство имело просто бескрайние возможности (в том числе и финансовые), готовя специалистов так называемого широкого профиля. Но что мы иногда имели в итоге? Выпускник приходил на рабочее место, где ему говорили открытым текстом, что он должен забыть все, чему его учили в вузе, и начинать постигать профессию на практике. Сейчас же время более прагматичное. Соответственно требует изменений и система высшего образования.

Пять лет назад мы разрабатывали совершенно новое поколение стандартов для системы “4+2”, предусматривающей двухступенчатое обучение. Задача состояла в следующем: “разгрузить” программу обучения, оставив на первой ступени только тот блок знаний, который нужен для профессионального становления специалистов-бакалавров. То есть таких специалистов, которые будут работать на уровне эксплуатации современных систем и технологий. Вторая ступень — магистратура, и здесь речь идет уже о подготовке “элитной” молодежи, готовой к научно-исследовательской и научно-педагогической работе.

В то же время мы прекрасно осознаем тот факт, что человек, окончивший любой вуз, должен быть всесторонне эрудированным и развитым. Поэтому в своем учебном процессе мы выделили три основных пункта.

Во-первых, в каждом “усеченном” гуманитарном предмете (в нашем случае это были история, философия и политология) мы выбрали для изучения те “опорные точки”, которые совершенно необходимы не просто для его понимания, но и для формирования правильного мировоззрения, определенных личностных и гражданских качеств.

Во-вторых, мы полагаем, что сегодня более углубленные знания по какому-либо предмету можно давать студентам, экономя аудиторное время и используя новые технологии. Например, в нашем вузе все лекционные аудитории оснащены мультимедийной техникой. Преподаватель имеет возможность и обязан прийти на лекцию, показать презентацию учебного материала, дать студенту возможность скопировать на флешку интересующую его информацию. Более того, каждый, кто создал электронный ресурс своей дисциплины (причем он проверяется на соответствие учебной программе и качественность), в обязательном порядке премируется. К слову, наши педагоги в этом плане — люди исключительно ответственные.

В-третьих, принцип стимулирования применяется и для самих студентов. Подход такой: коль скоро вуз вынужден сократить количество аудиторных часов по дисциплинам социально-гуманитарного блока, самостоятельному изучению этих предметов они обязаны уделять больше времени. И все необходимое для этого у нас есть. В частности, по заданию Министерства образования кафедрой философии БГУИР подготовлен электронный учебник по философии для вузов Республики Беларусь.

И сегодня, после четырех лет апробации новой системы, мы можем с уверенностью сказать, что добились желаемого — ребята живо интересуются не только профильными дисциплинами, но и общеобразовательными предметами. По крайней мере, никого из своих студентов я не могу назвать безграмотным или необразованным в культурном плане человеком. Более того, не так давно студенты и преподаватели нашего университета совместно участвовали в разработке Нравственного кодекса БГУИР.

Первый набор на вторую ступень по системе “4+2” у нас состоится в 2017 году, поэтому уже сейчас мы разрабатываем стандарт второго уровня. Я уверен, что наши выпускники будут полностью соответствовать требованиям, которые предъявляет к ним государство и общество. Таким образом, я могу сказать, что при переходе обучения на систему “4+2” мы выбрали правильный путь. Другое дело, что руководство каждого конкретного вуза должно подходить к формированию учебного процесса, учитывая специфику. В таком случае не будет никаких поводов для разговоров о том, что студентам “не хватает знаний”, а будет правильное понимание того, что после общего высшего образования (бакалавриат) студент будет иметь возможность получить углубленное высшее образование в магистратуре. В том числе и по гуманитарным дисциплинам.